Friday, 19/1/2018 | 1:21 UTC+3

РУССКИЕ АВТОНОМИИ В КАЗАХСТАНЕ

wpid-577eab7607704.jpg

Григорий МИРОНОВ

Официальная Астана не хочет признавать, что русские в современном Казахстане проживают на своих этнических землях, которые большевики подарили казахам лишь для того, чтобы на тот период аграрно-кочевой край имел немного больший процент пролетариата (примерно по этим же причинам отдали Украине Донбасс и другие области). Кроме того, на этих территориях жили главным образом казаки лютые враги большевизма, а раздавать казачьи земли кавказцам и азиатам коммунисты очень даже любили. А между тем, русские — коренной и автохтонный народ для этой страны. Исторически русские земли Казахстана это: Семиречье, Земля Яицких казаков, Рудный Алтай и Южная Сибирь, где до сих пор европейское население все еще многочисленно.Официальная Астана не хочет признавать, что русские в современном Казахстане проживают на своих этнических землях, которые большевики подарили казахам лишь для того, чтобы на тот период аграрно-кочевой край имел немного больший процент пролетариата (примерно по этим же причинам отдали Украине Донбасс и другие области). Кроме того, на этих территориях жили главным образом казаки лютые враги большевизма, а раздавать казачьи земли кавказцам и азиатам коммунисты очень даже любили. А между тем, русские — коренной и автохтонный народ для этой страны. Исторически русские земли Казахстана это: Семиречье, Земля Яицких казаков, Рудный Алтай и Южная Сибирь, где до сих пор европейское население все еще многочисленно.

Официальный Казахстан, продолжая политику выдавливания и игнорирования прав русскоязычных в стране, встал на путь казахизации, пока еще негласного казахского национализма на государственном уровне. Об этом говорит тот факт, что перед распадом Советского Cоюза в Казахстане жили 6,5 млн казахов (40% от всего населения) и 6,1 млн русских (37%). Теперь, по переписи 2009 года, казахов набралось 10 млн (63%), а русских только 3,7 млн. (23%). Делается это все с одной целью — чтобы в будущем страна стала исключительно моноэтнической. Хотя из-за этого будет только хуже.

Это касается не только навязывания чуждого для русскоязычных (куда входят даже и многие обрусевшие казахи) наречия, но и крупномасштабную политику, где через несколько десятилетий, ранее не такие многочисленные казахи теперь должны быть доминирующим этносом в стране, где другим народам не рады. Об этом говорят и переименования исконных русских названий городов, других населенных пунктов, улиц, снижение процентного соотношения славянского населения.

Уже сейчас из-за этой политики на территории Казахстана активно формируются две враждебных друг другу общности. Это русскоязычное население страны, объединенное вокруг русских (малороссы, белорусы, немцы, поляки) люди, которые не хотят учить казахский язык, и собственно казахи, среди которых особенно выделяются мамбеты-самостийники и прочие репатрианты-оралманы. Шала-казахи русскоязычные и сильно обрусевшие казахи стоят больше на прорусской стороне. Противостояние может легко перейти в горячую фазу, если начнется еще одна волна казахизации или исламизации — смотря какая сила попадет во власть.

А между тем, многие исследователи соглашаются, что только федерализация Казахстана сможет спасти его от распада и дестабилизации в будущем, когда эпоха Назарбаева подойдет к закономерному итогу. Только строительство русско-казахского варианта государственности по канадскому образцу сохранит Казахстан в нынешних границах. После Назарбаева у властей будет только два решения будущего развития страны. Либо на волне патриотической риторики сплотить граждан на казахском национализме, и тогда этому закономерно будут противостоять русскоязычные разных национальностей, при естественной поддержке России. Это неизбежно приведет к конфликту, а в них Казахстан за время своей независимости никогда не участвовал.

Либо есть вариант умно федерализировать страну, предоставив некоторым областям, главным образом русским, свои права, которые будут касаться языковой, культурно-исторической и внутренней политики. Это сможет обезопасить государство от межэтнических конфликтов в будущем, так как конфликтный потенциал будет сглажен. И от казахского национализма, который, скорее всего, будут усиленно продвигать те, кто придет на место Назарбаева.

Пытаясь сегодня негласно дистанцироваться от русской культуры, топонимики и выдавить русское население, Казахстан сам сваливает страну в пропасть, в нестабильность, отсталость, средневековье. Пример Украины показал, что дальнейшее игнорирование законных прав русскоязычных может привести к еще одной горячей точке на постсоветском пространстве. А официальная Астана зачем-то сама идет на рожон, пытаясь повторить для себя украинский сценарий. Зачем?

Кроме того, в стране назревает конфликт между богатыми природными ресурсами регионами. На западе Казахстана вообще идет процесс формирования из племенного объединения новой этничности, которую планируют противопоставлять общеказахской идентичности. В том числе и из-за богатых нефтью регионов страны, где уже реализуются властные амбиции местных нефтегазовых кланов.

Но вместо того, чтобы решать эти и другие проблемы, казахстанские власти свято верят в русский сепаратизм, который пытаются побороть переселением казахов-репатриантов из других стран на этнические русские земли, и выдавливанием европейское население в Россию. Неужели они реально думают, что если русские уйдут из Казахстана, и все будут говорить на казахском языке, то в стране будет благодать. Наоборот, вместе с русскими уйдет цивилизация, Казахстан закономерно скатится в череду войн, нестабильности и конфликтов с соседями, а предпосылки к ним есть уже и сейчас.

Только вместе с русским народом казахи смогут удержать высокий для себя уровень культуры. Только вместе с русскими Казахстан может сегодня себя считать частью европейской цивилизации. Только вместе с русскими Казахстан является тем, кем он есть. И поэтому очень важно для русского народа, проживающего в казахстанском государстве, иметь свои автономные области в составе страны, для развития культуры на своих собственных этнических землях Южной Сибири, Рудного Алтая, Семиречья и Земле яицких казаков.

Григорий МИРОНОВ

About

POST YOUR COMMENTS

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: