Thursday, 24/5/2018 | 9:19 UTC+3

ОБ ОДНОМ НЕВЕРОЯТНОМ СОБЫТИИ

wpid-577eb82123385.jpg

Сергей СОКУРОВ

Вначале я не поверил, получив этот материал (статью Т.Балтак и фотографии к ней) по электронной почте. Да и как поверить!?19 октября, когда по всей Украине ведется всеми силами государства антирусская пропаганда, в русской школе отметили, как праздник, День Лицея. И где? во Львове! Комментарии, как говорится в таких случаях, излишни.

В начале 90-х годов мы с директором львовской СШ 45 В.В. Кравченко стали зачинателями этого праздника отечественного образования, проводимого в русскоязычных школах города, культурной столицы Прикарпатского региона и центра Галиции. Все последнее 10-летие ХХ века и более 10-лет века XXI эта традиция существовала непрерывно. Но я, живя в Москве с 1994 года, был уверен, что в Эру Майдана она прервалась по известным причинам.Предисловие

Вначале я не поверил, получив этот материал (статью Т.Балтак и фотографии к ней) по электронной почте. Да и как поверить!?19 октября, когда по всей Украине ведется всеми силами государства антирусская пропаганда, в русской школе отметили, как праздник, День Лицея. И где? во Львове! Комментарии, как говорится в таких случаях, излишни.

В начале 90-х годов мы с директором львовской СШ 45 В.В. Кравченко стали зачинателями этого праздника отечественного образования, проводимого в русскоязычных школах города, культурной столицы Прикарпатского региона и центра Галиции. Все последнее 10-летие ХХ века и более 10-лет века XXI эта традиция существовала непрерывно. Но я, живя в Москве с 1994 года, был уверен, что в Эру Майдана она прервалась по известным причинам.

И вдруг такой сюрприз! Я ставлю на свой страничке сайта материал Тамары Балтак, учительницы русской словесности, которая продолжила благородное дело уже экс-директора СШ 45 В.В. Кравченко вместе с коллективом педагогов и энтузиастами-учениками.

Сергей СОКУРОВ

***

Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову власть дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте
Звучатлишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья !
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный речь.

И. Бунин

Есть события и личности в истории человечества, которые являются своеобразной границей, разделяющей то, что было до, и то, что произошло после. Часто современники происходящего даже не подозревают, что живут при важном событии, как не думали об этом те, кто присутствовал на открытии в 1811 году Лицея в Царском Селе. Среди тридцати ничем не примечательных мальчишек был тот, кто шесть лет спустя откроет золотой век русской литературы, кто из промозглого четверга шагнет в Вечность. Теперь уже все потомки будут измерять русскую литературу, философию, нравственность, русскую душу и честь, русскую культуру и русский бунт, бессмысленный и беспощадный, Пушкиным. Потом будут Лермонтов, Толстой, Достоевский, Чехов, Бунин, очарует серебряный век но Пушкин останется тем маяком, который в безумном мире станет показывать дорогу к спасению. Александр Сергеевич та свеча на столе (читать престоле), которая спасает сейчас как никогда, в наше лихолетье, когда политики разъединяют народы, а Пушкин собирает. Собирает, несмотря ни на что, 19 октября вот уже 24 года подряд в актовом зале средней школы 45 г. Львова. Раньше бы мы сказали: Традиция у нас такая, а теперь проще: Это наша жизнь. В этот день все ученики 8-х классов занимаются по лицейскому расписанию: Закон Божий, урок истории Отечества, уроки словесности, музыки, спектакль об одном лицейском дне. Уроки проводят наши учителя, только на Закон Божий приглашаем священника из православной церкви. Мало это или много пять уроков? Конечно, мало с точки зрения добывания знаний, но много с точки зрения приобщения к Пушкину. Лицейского урока в жизни наших учеников больше не будет, но тепло этого праздника в душе детей останется навсегда. Действо открываем не пафосными словами о биографии поэта, а веселой историей о министре Разумовском, подозревавшем во всяческих кознях Сперанского с его Лицейской идеей. Дети ожидали дежурные фразы про народ и его тяжелую жизнь, а тут вам про дурака министра! Оказывается, дураки были и тогда

В зале возникает именно то настроение, которое необходимо для разговора по душам. Мы уже представили, как мальчишки играют в снежки под окнами Екатерининского дворца, показывают язык цесаревичу, шмыгают носом, оставшись наедине с собой в комнате на четвертом этаже Лицея Отец Николай говорит простым языком о сложном: о добре и зле, о любви и ненависти, о Вере. Детям ничего не навязывают, их просто просвещают (от слова свет), объясняя, как можно очистить Душу от скверны. Ребята не только тихо внимают, но и отвечают своим тихим вниманием. Во все смутные времена подобные беседы с подрастающим поколением необходимы. Может, станут мудрее своих отцов

Урок истории Отечества, как и остальные, каждый год имеет новую тему. Сегодня Пушкин и декабристское движение. Тема сложная для отрочества, ведь даже не все историки сейчас однозначно оценивают декабристов, но мы на уроке говорим не о политике, а о любви. Только настоящая любовь жен декабристов к своим мужьям-каторжанам помогла женщинам преодолеть все трудности. На экране слайды с портретами этих юных красавиц, репродукции картин, отрывки из фильма Звезда пленительного счастья, старого учебного фильма о Лицее. Далеки эти мальчишки и девчонки от тех кавалергардов и их юных спутниц, но все понимают; и раздаются вопросы со всех сторон, реплики, иногда нелепые, но соответствующие нашему времени: Надо было кому-нибудь дать на лапу и не сознаваться в участии. Тогда ведь не было камер слежения. Приходится объяснять, что камер этих не было, а честь была во все времена.

Урок словесности традиционно начинается с Библейской цитаты Вначале было Слово, и Слово было Бог. Смогут ли дети объяснить это изречение: само Слово было Богом или только звучало Бог? Понимают и объясняют! Вот теперь самое время поговорить о магии Слова! Приглашаем из зала добровольцев-артистов, и без всяких репетиций они изображают, как влияет Слово на человека. Одному ученику говорим, что он лентяй, лоботряс, балбес и прочее (для сценки выбрали отличника, примерного ученика), а другого (лентяя и сорванца) превозносим до небес. Зал хохочет, наблюдая за тем, как одноклассники показывают воздействие слов на свое настроение. И зрители с удовольствием делают выводы о магии Слова, о том, что словом можно убить, а можно воскресить.

Приступаем к самому главному: разъяснить, чем отличается урок языка от урока словесности? Предлагаем маленькое задание: устно описать пейзаж за окном. Описывают просто: дождь, деревья желтые, елки зеленые. В ход пускаем главное оружие:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса

Разбираем отрывок из Онегина по отдельным словам: А почему очей, а не глаз очарованье? И со всех сторон руки:

— Очей это так высоко, так здорово!
— Глаза и очарованье вместе не звучат!
— Очи — зеркало души, а глаза — просто часть организма.

Ах, какие они замечательные, наши воспитанники! Предлагаем юным знатокам приступить к стихосложению, ведь так легко рифмовать розы-березы. Рифмы летят со всех сторон, и приходится вспомнить студенческую пору, играя в буриме. Зачитываем что-нибудь глупое собственного сочинения:

Какой чудесный день,
И в школу мне идти, конечно, лень,
Ведь у забора распустились розы,
А в огороде нашем белые березы.

Как веселится зал, слушая подобную чепуху, ставит оценку минус один, кричат, что это даже не стихи, потому что нет творчества, нет души, а просто рифмы.

Мы выполнили задачу, поставленную в начале урока, и старик Даль только подводит черту под нашими рассуждениями, объясняя, что такое словесность. Обязательно готовим заранее участников, сочиняющих стихи. Зал затихает, слушая Поэзию

А теперь пишем (устно) сочинение Мой Пушкин. Лес рук! Они готовы говорить о личном не стесняясь. Обижаются, когда не успеваем выслушать всех: Мой Пушкин лучше!

И совсем не пафосно, а по-домашнему звучит в конце урока А.Ахматова:

И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово

На переменах слушаем Свиридова, Догу, Моцарта, Шопена, чтоб не исчезло настроение приподнятости, восторга, ведь следующая часть праздника урок музыки.

Тема: Пушкин и русский романс. На сцене меняются исполнители в костюмах XIX века, с танцами выходят цыгане, в аристократическом салоне на фортепиано играет Волконская, цыганка Таня исполняет любимый романс Поэта Друг милый, друг милый, с далека поспеши!.., а Пушкин с грустной улыбкой созерцает происходящее с огромного портрета: Здесь собрались только мои друзья, которые хорошо меня знают и любят.

Пятый урок спектакль об одном лицейском дне. Мальчишки в форме лицеистов (ученики 9 класса) не играют, а проживают то, что было с Пушкинским выпуском. Одному ученику повезло особенно: он сегодня Пушкин.

Сценарий мы пишем сами, сами занимаемся постановкой, поэтому очень волнуемся: не все дети являются артистами, да и мы не режиссеры, но На сцене происходит чудо! Недаром перед первым уроком мы говорили, что Пушкин с небес за нами наблюдает. Не только наблюдает, но и помогает, потому наши ученики перенеслись туда, в 1817 год, рассказывая нам о своей жизни. На сцене споры об Отечестве, исповеди о первой любви, выпускной бал

По ступенькам сцены к зрителям спускаются Кюхля, Матюшкин, Горчаков, Данзас, Пущин и Пушкин. Зрителям? Нет, конечно же, в зале тоже участники, потому что сопереживали, жили тем легендарным днем

Заключительные минуты: на экране отрывок клипа с песней Как упоительны в России вечера. Может, не к месту? Все к месту, когда о любви к России и Пушкину. Хочется плакать. Девочки-восьмиклассницы тоже шмыгают носами, но это светлые слезы радости при расставании с близкими людьми до следующего семейного праздника 19 октября.

Никто никогда не узнает, почему Господь сделал именно России такой подарок Пушкина, но точно знаем, что мы, живущие во Львове русские, имеем к Пушкину прямое отношение, ведь

Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!..

Балтак Т.Ф.,
Преподаватель русской словесности, лауреат Пушкинской премии (Москва),
Львов, СШ 45

About

POST YOUR COMMENTS

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: