Sunday, 20/5/2018 | 1:51 UTC+3

НАСКВОЗЬ РУССКИЙ. К 185-ЛЕТИЮ Н.С. ЛЕСКОВА

wpid-577eb991d139d.jpg

Алла Анатольевна НОВИКОВА-СТРОГАНОВА, доктор филологических наук, профессор, город Орел

17 февраля исполнилось 185 лет со дня рождения нашего прославленного соотечественника Николая Семеновича Лескова (18311895) одного из крупнейших русских писателей-классиков первого ряда, чье творчество современная писателю литературная критика расценила как художественную проповедь.

Лесков был убежден в том, что книги должны не только занять внимание читателя, но дать какое-нибудь доброе направление его мыслям. Это доброе направление писатель связывал прежде всего с христианством, отмечая, что всегда имел в виду важность Евангелия, в котором, по его убеждению, сокрыт глубочайший смысл жизни. Истина, добро и красота в этой триединой формуле классик выразил идеал, к которому необходимо стремиться.17 февраля исполнилось 185 лет со дня рождения нашего прославленного соотечественника Николая Семеновича Лескова (18311895) одного из крупнейших русских писателей-классиков первого ряда, чье творчество современная писателю литературная критика расценила как художественную проповедь.

Лесков был убежден в том, что книги должны не только занять внимание читателя, но дать какое-нибудь доброе направление его мыслям. Это доброе направление писатель связывал прежде всего с христианством, отмечая, что всегда имел в виду важность Евангелия, в котором, по его убеждению, сокрыт глубочайший смысл жизни. Истина, добро и красота в этой триединой формуле классик выразил идеал, к которому необходимо стремиться.

Создание ярко оригинального, неповторимо самобытного лесковского художественного мира воспринимается как настоящий писательский подвиг. Литература тяжелое, требующее великого духа поприще, говорил Лесков и самоотверженно шел этим путем. В финале творческого пути писатель непостыдной совести мог по праву заявить: Я отдал литературе всю жизнь и передал ей все, что мог получить приятного в этой жизни, а потому я не в силах трактовать о ней с точки зрения поставщичьей. я верую так, как говорю, и этой верою жив я и крепок во всех утеснениях. Из этого я не уступлю никому и ничего, и лгать не стану, и дурное назову дурным кому угодно.

В своем творчестве Лесков изобразил многокрасочную полноту мира, мозаично пестрые картины жизни России. В основе многих из них орловские впечатления. И не случайно писатель подчеркивал: в литературе меня считают орловцем. Как былинного богатыря, Лескова, по его словам, тяготила тяга знания родной земли. Лесковское творчество проникнуто подлинным, некнижным знанием народной жизни. В цикле статей Русское общество в Париже (1863) автор с гордостью заявлял: Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе на гостомельском выгоне , так мне непристойно ни поднимать народ на ходули, ни класть его себе под ноги. Я с народом был свой человек. Будучи насквозь русским, зная русского человека в самую его глубь, писатель воплотил в своих героях с их речью, мироощущением, душевными порывами все существенные особенности национального характера. Томас Манн справедливо отмечал, что Лесков писал чудеснейшим русским языком и провозвестил душу своего народа так, как это, кроме него, сделал только один Достоевский. В прозе Лескова, как ни у одного другого писателя нашей земли, открывается целый мир невиданной красоты, неповторимых образов, сверкающей фантазии, расписной, причудливый мир, где Русью пахнет и сладко, и горько, и нежно, и дымно, с восторгом писал Юрий Нагибин.

Лесков вступил на писательскую стезю в 1860-е годы, будучи уже зрелым, сформировавшимся человеком с большим жизненным опытом и огромным запасом житейских наблюдений. Не завершив образования в орловской гимназии, свои университеты будущий писатель постигал самоучкой.

В литературе он выступил прежде всего как публицист. Лесков сотрудничал в разных периодических изданиях Москвы и Петербурга, и уже первые публикации новейшего орловца привлекли внимание читателей актуальной проблематикой, живой достоверностью и объемностью знаний, честной авторской позицией, искренней интонацией. Стремясь, по его словам, пролить в массы свет разумения, Лесков публицист-просветитель поднимал множество острых тем. Торговая кабала, Безбожные школы в России, Вопрос об искоренении пьянства в рабочем классе, Русские женщины и эмансипация, Как относятся взгляды некоторых просветителей к народному просвещению, Русские люди, состоящие не у дел в этих и других своих многочисленных заметках, статьях, очерках автор не просто высказывал собственное мнение по животрепещущим социально-экономическим, политическим, культурным вопросам, но и обращался к самой сути жизни России, ни на минуту не забывая об ответствен-ной позиции глашатая истины, призванного к активной борьбе со злом, произволом, деспотизмом, невежеством, косностью и другими пороками.

После статьи о петербургских пожарах, в которой автор призывал бездействующую власть либо опровергнуть слухи о поджигателях, либо если толки небеспочвенны найти и наказать злодеев, Лесков оказался в положении между двух огней. В раскаленной политической атмосфере тех лет пожарная статья вызвала суровые нападки справа и слева: со стороны правящего лагеря свое неодобрение выразил Александр II, а радикальная литературная критика фактически объявила Лескову бойкот. Писатель, по его словам, был распят заживо.

С тех пор он прокладывал себе третий путь против течений, искал противоположную всем дорогу. Свое уединенное положение Лесков подчеркивал в показательной самохарактеристике: Дело просто: я не нигилист и не аутократ, не абсолютист и не ищу славы моея, но славы пославшего мя Отца.

О пастырском служении учить, вразумлять, отклонять от всякого вздора и суеверий размышлял Лесков уже в своем дебютном художественном произведении Погасшее дело (Засуха) (1862). Знаменательно, что первым героем лесковской беллетристики стал сельский священник отец Илиодор. В подзаголовке помечено: Из записок моего деда. Дед Лескова умер еще до рождения внука, но будущий писатель знал о нем от родных: всегда упоминалось о бедности и честности деда моего, священника Димитрия Лескова. В характере героя Засухи многое предвещает центральную фигуру романа-хроники Соборяне (1872) Савелия Туберозова. Болея душой за судьбу Родины, этот мятежный протопоп и бесстрашный проповедник убежден, что нельзя жить без идеала, без веры, без почтения к деяниям предков великих это сгубит Россию.

Вечный конфликт добра и зла, воплощенный в современном мире буржуазно-юридических установлений, представлен в единственном лесковском драматическом произведении Расточитель (1867). Вслед за А.Н. Островским, чьи пьесы Лесков высоко ценил, он выступает обличителем темного царства. 60-летний купец Фирс Князев вор, убийца, развратитель. Его антипод добрый и деликатный Иван Молчанов предстает в роли мученика, жертвы деспотического произвола. Пользуясь своим положением первого человека в городе и продажностью судебного департамента, старый купец добивается, чтобы Молчанова признали злостным расточителем и устранили от права распоряжения своим имуществом, которое передается в опеку Князеву. Молодой человек, обращаясь к своим истязателям, обличает беззаконие: Вы расточители!.. Вы расточили и свою совесть и у людей расточили всякую веру в правду, и вот за это расточительство вас все свои и все чужие люди честные потомство, Бог, история осудят.

С целью опровержения крайне пессимистического заявления А.Ф. Писемского, объявившего, что он видит во всех своих соотечественниках одни только мерзости, Лесков в предисловии к рассказу Однодум (1879) возвестил: Мне это было и ужасно и несносно, и пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число трех праведных, без которых несть граду стояния. Эти поиски стали магистральными в творчестве писателя. У нас не переводились, да и не переведутся праведные, утверждал он в рассказе Кадетский монастырь (1880). Их только не замечают, а если стать присматриваться они есть. Это своего рода маяки, писал Лесков в очерке Вычегодская Диана (Попадья-охотница) (1883). Почти в каждом его произведении, начиная с ранних, оживают типы людей высокой пробы всех сословий и званий. В этом отношении Лесков уникальная фигура в истории литературы.

Писатель на протяжении всей своей творческой жизни искал и изображал героя-праведника деятеля, бескорыстно творящего добро, сознательно, а чаще бессознательно, по душевному порыву. В лесковском художественном мире создан целый иконостас святых и праведников земли русской, которой нельзя было бы устоять с одною дрянью, с изолгавшимися христопродавцами. Только праведные спасают свою страну от окончательного упадка и гибели: Господь сказал: если я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие. не истреблю и ради десяти (Быт. 18: 26, 32). В предисловии к циклу рассказов о праведниках Лесков указал на древнерусское убеждение в том, что без трех праведных несть граду стояния, то есть ни один русский город не уцелел бы, не будь в нем хотя бы трех праведников.

Праведники воплощают идеал, заданный Самим Христом: Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него (1-е Ин. 2: 29). Дети! Да не обольщает вас никто, взывает святой Апостол Иоанн Богослов. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен (1-е Ин. 3: 7).

Праведники, написанные по внутреннему заданию оправдать Русь, представляют собой отрадные явления русской жизни, воплощают идеал активного, деятельного добра. Самоотверженная любовь к Богу и ближнему в соединении с практическим деланием основной признак и качество праведности. Лесков не устает восхищаться характерами, хранящими в себе живой дух веры, высоконравственные черты. Таковы, например, неподкупность неберущего квартального Рыжова (Однодум); бессребреничество, стремление к святости Брянчанинова и Чихачева (Инженеры-бессребреники); совестливость, благородство, участливость воспитателей-наставников (Кадетский монастырь); духовный свет русских богоносцев священнослужителей (Некрещеный поп, Владычный суд, На краю света); патриотизм и талантливость левши (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе). Готовы на подвиг самоотвержения во имя высокого человеколюбия герои рассказов Павлин, Пигмей, Русский демократ в Польше, Несмертельный Голован, Тупейный художник, Человек на часах, Пугало, Дурачок, Томление духа, Фигура и многих других.

В своей художественной проповеди Лесков выступил как проповедник христианских истин и как духовный наставник своих читателей, которых он всем своим творчеством призывал не заглушать в себе способности любить и уважать Истину.

Алла Анатольевна НОВИКОВА-СТРОГАНОВА, доктор филологических наук, профессор, город Орел

Материал любезно предоставлен автором

About

POST YOUR COMMENTS

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: